Монастырь Зограф

Расположен в 17,5 км от Кареи на северо-западном склоне Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник — св. вмч. Георгия Победоносца.
Настоятель — архимандрит Амвросий.
Занимает девятое место в святогорской иерархии.
Еще несколько лет назад в монастыре было всего десять монахов, но сейчас это число увеличилось до двадцати.

Монастырь стоит на горе над глубокой пропастью в густой чаще леса, который полностью скрывает монастырь от взора паломника. От монастыря к морю ведет дорога, высеченная в скалах, вдоль пропасти. На дне пропасти протекает горная река, на которой стоит монастырская ветряная мельница. На берегу моря располагается хорошая пристань. У дороги в Хиландар расположена пещера преподобного Космы Зографского, подвизавшегося здесь в конце XIII и в начале XIV веков.

Св. Георгий Победоносец Зограф

Согласно традиции, подтвержденной Первым Уставом Святой Горы (где настоятель подписан как «Георгий [настоятель] Зографа»), монастырь был основан во времена Византийского императора Льва VI Мудрого тремя монахами-братьями Моисеем, Аароном и Иоанном. Они были родом из Охриды Болгарской. Та же традиция гласит, что предупреждая несогласие, благочестивые подвижники обратились с молитвой к Богу, чтобы Он Сам открыл, кому из святых Его угодников посвятить их небольшую, только построенную церковь, и чью икону написать на приготовленной доске. Монахи закрыли в соборе деревянную доску и стали молиться в ожидании чуда. И Господь исполнил их молитву. Войдя затем посмотреть, что же произошло, они нашли на приготовленной доске лик св. вмч. Георгия Победоносца, которому и посвятили монастырь, назвав его, в связи с происшедшим, монастырем св. вмч. Георгия Победоносца Зографа (Живописца). С того самого времени обитель стала называться Зограф, т. е. «живописец», «иконописец», «живописный».

Одновременно с этим чудом, в Фануилевом монастыре, находившемся в Сирии, близ города Лидды, родины св. вмч. Георгия Победоносца случилось еще одно. По словам и рассказам самого игумена Фануилевой обители (он скончался на Святой Горе в Зографе) на виду у всего братства изображение св. Георгия отделилось само собою от доски и скрылось в неизвестном направлении. Потрясенные и испуганные таким чудом, иноки со слезами начали молиться Богу, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный лик св. Георгия. Бог услышал их молитвы и св. Георгий утешил игумена обители своим явлением. «Не печальтесь обо мне, — сказал ему явившийся св. Георгий Победоносец, — я нашел себе храм по указанию Божией Матери на Афоне. Если угодно, спешите и вы туда же, потому что гнев Божий готов разразиться над Палестиною». Иноки Фануилевой обители вместе с игуменом незамедлили отправиться на Святую Гору и поселились в Зографе, где действительно нашли оставивший их лик св. вмч. Георгия Победоносца уже на новой доске.

История монастыря

Византийский император Лев Мудрый (886–912 гг.) и болгарский царь Иван Асен II (1217–1241 гг.) своими хрисовулами утвердили основные владения монастыря Зограф и сделали для него богатые пожертвования и приношения. Так возник в полном великолепии и процветании обширный монастырь Зограф.

При Михаиле VIII Палеологе (1261–1282 гг.) Зограф, как отказывающийся присоединиться к унии, был разорен. А набеги и грабежи каталонских пиратов привели к тому, что Зограф, разрушенный и разграбленный, долго находился в развалинах и запустении.

Монастырский собор и часовни

В этом монастыре нет древних зданий. Самая ранняя по времени основания церковь Успения Пресвятой Богородицы сооружена в 1764 году. Соборный храм построен в 1801 году на месте прежнего и расписан фресками в 1817 г. По своей форме он следует афонскому стилю с тремя нишами. Храм имеет крестообразную, характерную для всех афонских храмов форму и посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу. На трех колоннах, поддерживающих купол собора расположены три чудотворные иконы св. Георгия Победоносца. Иконостас собора — резной деревянный.

Помимо собора монастырь располагает 8 часовнями на своей территории: Богородицы Акафистной (расписана фресками в 1780 г.), салоникских святых Кирилла и Мефодия, Преображенская (1869 г.), Иоанна Предтечи (1768 г.), святого Димитрия, святых Бессребреников, Архангельская и 26  Мучеников. За пределами монастыря Зографу принадлежат еще 8 часовен.

Уникальное собрание икон св. Георгия Победоносца

При колонне правого клироса в серебряной с позолотой ризе находится древнейшая нерукотворная икона св. вмч. Георгия Победоносца («Зограф»). Та самая, которая по воле Божией писалась непосредственно сама собой, и почему монастырь именуется Зографом. Живопись на иконе — византийского стиля. На этой иконе св. великомученик изображен в воинской броне не на коне, а просто с копьем в руках и спокойном положении. Оклад для иконы, как следует из надписи на нижней кайме, сделан в Санкт-Петербурге по благословению митрополита Серафима. Предание гласит, что маловерующий епископ, желая удостовериться, что икона действительно нерукотворная, прикоснулся к ней пальцем, который тут же прилип к иконе. С большим трудом монахам удалось отделить руку епископа от иконы, но кожа с пальца так и осталась на вечные времена прилипшей к лику великомученика. Палец этот, прилипший к иконе, видно до сих пор.

Подвиг 26 мучеников и памятник-кенотаф

В отдельном храме Успения Божией Матери находится чудотворная икона, называемая «Акафистная». По преданию, один старец из кельи близ монастыря, читавший перед этой иконой акафист Богородице, услышал голос Божией Матери, повелевавшей объявить игумену и братии: «Враги православной веры близко, кто слаб в терпении, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пусть остаются».

Это были латиняне, которые приблизились к Зографу со своей унией. Старец побежал к монастырю, но лишь он вступил в ворота, видит, что его келейная икона, перед которой он только что читал акафист и которая осталась в келье, опередила его и уже находится во вратах монастыря. Вместе с нею он явился к игумену. Следуя предсказанию Богородицы, двадцать два инока и четыре мирянина, затворившиеся в башне, не приняли ни лестных обещаний, не устрашились ни смерти, ни пыток. Башня, в которой они укрылись, была обложена хворостом и 10-го октября 1276 года сожжена вместе с 26 мучениками, не принявшими унии с Римом. Их имена: игумен Фома, иноки: Варсанофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, ­Иоасаф, Иоаникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений. Имена четырех мирян остались неизвестны. Башня, в которой пострадали преподобномученики, простояла до конца ХIX века.

В 1873 году по единодушному решению братии обители на этом месте был установлен памятник в виде символической гробницы (кенотафа). А его освящение было предложено совершить в день памяти Всех Святых. Вот как говорит об этом предание: «Настал этот день. С вечера, по обычаю, началось всенощное бдение. Ночь была безлунная и все освещалось только слабым светом звезд. Стояла полная тишина. Ровно в полночь, когда после первой кафисмы читалось житие и страдание святых, над церковью вдруг появился огневидный столп и осветил обитель и ее окрестности столь сильным светом, что можно было видеть все предметы как в обители, так и вне ее. Этот дивный столп, зависнув над церковью несколько минут, переместился к памятнику и остановился над ним. Потом стал возноситься вверх и, наконец, превратился в круг, как бы венчая собою памятник и место страдания преподобномучеников. Очевидцами этого явления были многие из братии обители и пришедшие на праздник скитяне и пустынники. Памятник из белого мрамора обнесен железной решеткой. Внутри памятника стоит икона святых преподобномучеников и перед нею теплится лампада».

Святыни Зографа

Просторная, без фресковых росписей, общая трапезная находится напротив центрального входа в собор и пристроена к западной стороне монастыря. Фиал водосвятия высечен из мрамора и расположен близ северо-западного наружного угла храма. Находящийся в центре фонтан с львиными головами поддерживает мраморная скульптура монаха.

Кроме Животворящего Древа Креста Господня в Зографе находятся следующие святыни: части мощей прп. Матроны Хиосской, прмч. Стефана Нового, св. вмч. Георгия, св. архидиакона Стефана, сщмчч. Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия, свв. мчч. Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика, св. вмч. Феодора Стратилата, прп. Феодора Великого, свв. вмчч. Прокопия и Меркурия, св. ап. Андрея Первозванного, св. Авксентия, св. Апостола и Евангелиста Матфея, св. вмч. Иакова Персянина, св. Евтихия, патриарха Цареградского, свв. бесср. Космы и Дамиана, свв. Кира и Иоанна, св. вмч. Пантелеймона, св. мч. Трифона, свв. Петра и Афанасия, патриархов Александрийских, сщмч. Климента, сщмч. Ферапонта и других.

Библиотека Зографа

В монастырской библиотеке хранится большая коллекция греческих (162 экземпляра) и славянских (388 экземпляров) рукописей и печатных книг (8 000 экземпляров), большинство из которых на болгарском языке.

Скиты и монастырские владения

В Карее монастырю принадлежат две мастерские и Преображенская келья, являющаяся его представительством. Владения монастыря на Святой Горе простираются порядка 6 км в обе стороны от него. Но он имеет немало имений вне Афона.

Зографу принадлежит бывший скит Черный Вир, устроенный в 1747–1754 годах русскими при поддержке императрицы Елизаветы и Зографского архимандрита Акакия.

У отца Игнатия так упоминается об этом ските: «И приидох в один скит, зовомый Русской Черной, празднуют Рождество Богородицы. Оной скит состроен от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Церковь устроися прекрасной хорошей архитектурой в гзымзе; в архидраге (карнизе) прописано кругом имя Всемилостивейшей Государыни в вечную ея память. В оном монастыре (ските) начальствующий строитель Григорий, постриженик Киево-Печерския лавры. Братии в нем состоит до 30 человек, живут по разным кельям и по усердному желанию моему пострижен в оном скиту в мантию и несколько времени пожив, принял намерение свое по обещанию моему следовать в Иерусалим и объявил сие мое намерение в ските отцу своему духовному и отпущен бых к святым местам».

Черный Вир находится в 3 км от Зографа. Соборный храм скита посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, с правым приделом в честь Киево-Печерских святых, а левым — в честь прп. Иоанна Рыльского. В начале ХVIII века здесь жили до 30 человек малороссиян. Местность очень уединенная.

Следует также обратить внимание на принадлежащий Зографу бывший некогда монидрион, а теперь келью во имя 12 Апостолов на реке, называемой насельниками Зографа Апостольской. Этот монидрион был передан Зографу в 980 году.