Монастырь Св. Павла

Расположен в 15 км от Кареи на юго-западной стороне Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник — Сретение Господне.
Настоятель — архимандрит Парфений.
Занимает четырнадцатое место в святогорской иерархии.
Число монахов превышает 100 человек, 40 из них проживают на территории монастыря, а остальные — в его подворьях. В прежние времена в монастыре проживало также много сербских монахов, по причине чего монастырская печать содержит надписи на греческом и сербском языках, которые расположены по двум окружностям вокруг изображения святого Георгия.

Монастырь Святого Павла находится недалеко от моря, рядом с большим ущельем, а по периметру ограничен отвесной скалой и двумя горными реками, одна из которых является самой большой рекой на Святой Горе, берущей свое начало у вершины горы Афон.

История основания монастыря

По преданию, основание монастыря связано с прп. Павлом, монахом пустыни в районе нынешнего монастыря и Павлом Ксиропотамским (в миру Прокопием), сыном византийского императора Михаила I Рангаве (Куропалата), современника преподобного Афанасия Афонского.
В течение двух веков после своего основания монастырь Святого Павла не упоминается в числе афонских монастырей, возможно, потому, что был понижен в своем статусе до кельи. Упоминание о нем (и притом как о монастыре Христа Спасителя) появляется вновь только в 1259 году в хрисовуле Михаила VIII Палеолога, который подтверждает его право на некоторые из владений. Однако после набегов пиратов монастырь обретает статус кельи Ксиропотамского монастыря.

Расцвет и падения в истории монастыря

В 1700 году воевода Валахии Константин II Брынковяну (1688–1714 гг.) построил высокую башню с кельями и церковью, которые сохранились до наших дней. Благодаря поддержке этих правителей монастырь переживал довольно длительный период расцвета, который продолжался и в следующем XVII веке, когда монастырь смог содержать около 200 монахов. Однако, несмотря на все это, с целью покрытия огромных материальных нужд, в частности тяжких турецких налогов и задолженности еврейским ростовщикам, монастырь был вскоре вынужден продать многие из своих владений.

С XIV века монастырь считался славянским. И еще в 1726 году известный русский путешественник Григорович-Барский слышал здесь славянское богослужение, но уже в 1744 году богослужение совершалось только на греческом.

В конце XVIII века финансовая поддержка обители Святого Павла за счет денег, собранных монастырским ризничим Григорием во время путешествия по многим странам, помогла монастырю укрепить свои позиции.

В начале XIX века в монастырь пришел архимандрит Анфим Комнин — друг патриарха Григория V и молдовского господаря Михаила Сутсу. Родом он был из Силимврии и до своего прихода возглавлял несколько румынских монастырей. Анфим Комнин произвел несколько крайне важных мероприятий, позволивших существенно упрочить позиции обители. Во-первых, он значительно реконструировал обитель, в результате чего число монастырских построек было удвоено. А, во-вторых, передал монастырю земельные наделы в Кассандре и на Фасосе, и пополнил ризницу ценной церковной утварью и облачениями.

В годы Национально-освободительной войны Греции против османской оккупации часть иноков монастыря участвовала в общенародной войне, а часть — покинула монастырь, опасаясь свирепости турок. В результате монастырь Святого Павла, как и большая часть афонских монастырей, опустел. Однако впоследствии положение улучшилось, особенно после пожертвований российских царей Александра I и Николая I.

В январе 1902 года в монастыре случился большой пожар, а в 1911 году — наводнение. Пострадавшая большая часть монастыря (кроме Соборного храма) была впоследствии полностью восстановлена.

Устройство монастыря

В плане монастырь представляет собой четырехугольник. Будучи расположенным на скальном плато, он не мог увеличивать свою площадь, и поэтому все здания строились более высокими, чем это принято. Двор обители достаточно просторный, в центре которого возвышается величественный Соборный храм.

Так уж получилось, что различные строения монастыря относятся к разным временам и даже эпохам: северная сторона была построена в XV веке, башня, предназначенная для обороны — в начале XVI века, трапезная — реконструирована в начале XVIII века, а все остальные здания — в течение XIX и XX веков.

Собор и святыни

Строительство Соборного храма было начато в 1839 году, а завершено в 1844 году в день св. Георгия. Посвящен он был Сретенью Господню, в память о древнейшей Сретенской церкви монастыря, построенной еще основателем — прп. Павлом. Еще одним монастырским праздником считается праздник св. вмч. Георгия, так как первоначальный Соборный храм был построен основателем во имя этого святого. Стены собора построены целиком из мрамора, а разделение храма на отдельные части достигнуто за счет колонн.

Среди монастырских святынь здесь хранятся три иконы Божией Матери.

Монастырская библиотека, часовни и кельи

Библиотека монастыря насчитывает 494 рукописи и около 12 500 печатных книг. Здесь же хранится фрагмент фрески с изображением головы святого Афанасия Афонского.

Кроме Соборного храма монастырь располагает 12 часовнями (например, св. Константина и Елены, свт. Николая, свт. Григория Богослова), две из которых — прп. Павла и св. Георгия — находятся справа и слева от литийного притвора, а другие — в других местах на территории монастыря и за его пределами. Часовня святого Георгия сохранила интересные фрески Критской школы (1555 г.).

Монастырь располагает тремя кельями в Карее, из которых келья святого Андрея является его представительством, а также Моноксилитским подворьем на Афоне и другими подворьями за его пределами.
До наших дней недалеко от монастыря, возле самого моря, сохранилась пещера, где в удалении от всех проводил свои дни прп.  Павел, один из основателей монастыря.

Владения монастыря на Афоне простираются на 6 км вдоль моря и 15 км вглубь полуострова. Монастырю Святого Павла принадлежат также два скита — Новый Скит и скит святого Димитрия или Лаккоскит («Ямный Скит»).