Монастырь Хиландар

Расположен в 30 км от Кареи и в 3 км от морского берега в восточной части Афона (в 10 км от границы, отделяющей Святую Гору от материка).
Основан в Х веке.
Престольный праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Настоятель — архимандрит Мефодий.
Занимает четвертое место в святогорской иерархии.
Сегодня в Хиландаре подвизается около 50 монахов.

Начало истории монастыря

Название монастыря связывают с греческим монахом Георгием Хиландариосом. Возрождение монастыря в конце XII столетия стало возможным благодаря сербскому царю Стефану Неманьи (впоследствии прп. Симеон Мироточивый) и его сыну Растко (впоследствии архиепископ Сербский). Растко по собственной воле отказался от своего царственного будущего и пришел в русский монастырь Русик на Афоне, где и принял монашеский постриг с именем Савва. Впоследствии желание выучить греческий язык и лучше узнать греческое богослужение привело его в Ватопед. А через 6 лет (1197 г.) к нему присоединился его отец Стефан Неманьи. Отец и сын оказали существенную поддержку Ватопеду, Карее, Иверону и Великой Лавре.

Святой Савва

Монастырь Хиландар был организован по образцу уже существовавших афонских монастырей как самостоятельный, самоуправляемый и общежительный. Для него Савва написал хиландарский типик, определивший нормы монашеской жизни в монастыре.

Биографы св. Саввы отмечают, что кроме заботы о Хиландаре и ските в Карее он помогал и другим монастырям. Упоминаются его большие заслуги в обновлении монастырей Каракал, Ксиропотам и Филофей. Так что в этих трех монастырях на Литургиях его поминают как второго устроителя. После смерти Симеона святой Савва переселился в уединенную келью в Карее и там написал Карейский типик. Сегодня это — старейший документ, хранящийся в ризнице монастыря Хиландар.

Перед смертью из своего последнего паломничества в Палестину святой Савва принес в Хиландар икону Божией Матери «Троеручица», старейшую и известнейшую икону Хиландара. Святой Савва преставился 14 января 1236 года в г. Трнов в Болгарии.

Начиная со святого Саввы большая часть сербских святителей были иноками или игуменами Хиландарской обители. И практически все сербские властители помогали Хидандару. Но одним из самых величайших дарителей был князь Лазарь, построивший притвор Введенской церкви.

Подъемы и спады в истории сербского монастыря

Будучи славянской обителью и первоначально предназначенная исключительно для славян, Хиландарская обитель внесла славянский дух и характер во многие обители Святой Горы, так что в них, греческих в основе, богослужение начали совершать на славянском языке. Пользуясь особым покровительством сербских царей и греческих императоров, новая обитель быстро росла и крепла, так что обширность ее владений сравнялась с владениями Лавры св. Афанасия.

Исключительный подъем пережил Хиландар за время многолетнего правления сербского короля Стефана Уроша Милутина Второго (1275–1320 гг.), зятя греческого императора Андроника Палеолога.

Как и другие монастыри, Хиландар имел бурную историю. Не раз он подвергался нападениям крестоносцев и пиратов, случались и пожары.

В 1320 году на месте старой Симеоновой и Саввиной церкви был построен новый Соборный храм, трапезная и кладбищенская церковь. Большое внимание было уделено защите монастыря от нападений: построены две башни — Хрусия и Милутина. Милутин даровал средства и на обновление келии святого Саввы в Карее.
Большой вклад в развитие Хиландарского монастыря сделал самодержец греков, сербов и болгар Стефан Душан. Он подкрепил все состояние монастыря соответствующими грамотами.

Впоследствии царь Иоанн ІV Грозный принял Хиландарский монастырь под свое покровительство. Он подарил Хиландарю на вечную память подворье в Китай-городе в Москве. Грамота царя Иоанна Грозного была подтверждена в свое время царями Феодором Иоанновичем, Борисом Годуновым и домом Романовых.

В конце XVII века Хиландар вновь приходит в запустение.

Еще с середины XVII века число сербских монахов стало уменьшаться, а число болгарских — увеличиваться, так что в XVIII веке монастырь стал болгарским. В этот же период здесь подвизается известный болгарский монах Паисий, автор «Истории болгарского народа».

Визит сербского короля Александра Обреновича привел к судьбоносному повороту Хиландара. Монастырь получил от короля большую материальную помощь. И в 1896 году Сербия выплатила все долги монастыря. Это вызвало увеличение потока монахов из Сербии, так что вскоре Хиландар вновь стал сербским.

Храмы, святыни и скиты Хиландара

По величине владений только Великая Лавра превосходит Хиландар. Он — единственный из монастырей, имеющий два причала: Йованица и Хрусия.

Монастырь Хиландар, как и все святогорские монастыри, представляется замком, с высокими башнями и бойницами.

В западной стене обители расположена просторная трапезная. Наружная ее галерея была расписана знаменитым византийским живописцем и иконописцем Палеологовского периода Панселином (конец XIII — начало XIV вв.). К сожалению, от этой росписи уцелел на стенах только Собор Архангелов, все остальное реставрировано в 1748 году.

Тогда же по прежним эскизам были везде написаны лики афонских святых и царственных благодетелей Хиландаря. С северной стороны Соборного храма находится небольшая церковь во имя св. Апостолов. За ее алтарем — высокая колокольня, имеющая вид башни. Перед собором — часовня с водосвятной чашей.

С восточной стороны, возле колодца — кладовые обители и над ними в башне небольшая церковь и библиотека.

Соборный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы стоит посреди самого монастыря отдельно от всех зданий, на прочном и высоком основании. Храм построен из больших тесаных камней, обложенных во многих местах снаружи и внутри мраморными плитами. По святогорскому обычаю он имеет крестообразную форму и держится на 26 столбах, которые изготовлены из цельного белого мрамора. Мрамором обложены двери и окна. Покрытие пола во всем храме выполнено из мозаики в сочетании различного вида и цвета мраморных плит, весьма искусно соединенных между собой. Евангельский аналой и два аналоя по клиросам обтянуты кожею морской черепахи и украшены перламутром. Иконостас деревянный, позолоченный в 1774 году.

Храм украшен иконами, паникадилами, богатым хоросом, драгоценными крестами, висящими по стенам. Во внешнем притворе собора на стенах изображены цари и святители рода Стефана и Саввы. Направо от клироса находится мраморная гробница, в которой почивало нетленное тело св. Симеона, перенесенное впоследствии его сыном, св. Саввою, на родину, в Студеницкий монастырь. Из гроба выросла, с наружной стороны храма, виноградная лоза, плодам которой приписывают целебную силу, особенно при бесплодии супругов.

Хиландар владеет большим собранием средневековых текстов, указов и старинных икон. В ризнице Хиландара хранится более 500 икон, написанных в ХII–XIX веках.

Самая известная среди икон Хиландарского монастыря, несомненно, икона Божией Матери «Одигитрия» ХIII века, считающаяся шедевром европейской иконописи и одной из прекраснейших икон всего Христианского мира. Ценной является и датируемая тем же периодом икона «Христа Пантократора».

Из творений прикладного искусства необходимо упомянуть вышитый в 1399 году занавес для Царских врат — работа монахини Евфимии (дочь сербского князя Воихны), которая принадлежит к числу самых красивых вышивок в мире. Красотой отличается и занавес, который в 1556 году подарил Хиландарской обители царь Иван Грозный.

В Соборной церкви находится резной дубовый иконостас 1774 года.

К святыням монастыря относятся: значительная часть Древа Креста Господня, дарованная св. Савве Византийским императором Иоанном Ватаци (1222–1255 гг.), части тернового венца, трости и пелен Христовых, части ливана и смирны из даров волхвов, части св. мощей св. Евтихия, патриарха Цареградского, прп. Симеона Столпника, свт. Григория Богослова, св. мч. Евстратия, св. вмч. Марины, св. Никифора патриарха, св. Пантелеймона, св. пророка Исаии, св.­ Иоанна Предтечи, св. Прокопия, сщмцц. Екатерины и Варвары.

В соборе находится игуменский жезл, по­даренный св. Савве царевичем Алексеем ІV (1183–1204 гг.), сыном Исаака ІІ Ангела (1156–1204 гг.). Здесь же находится уникальное Евангелие, написанное на пергамене роскошными золотыми буквами — дар императора Иоанна Ватаци. Тут же сохраняется знамя сербского короля Стефана Душана Сильного.

Кроме собора в монастыре имеются параклисы (часовни): Покрова Пресвятой Богородицы, свв. Архангелов, св. Предтечи Господня Иоанна, свв. двенадцати Апостолов, св. первомуч. Стефана, свв. сорока Мучеников, святителя Николая Чудотворца, св. вмч. Димитрия Солунского, преподд. Симеона и Саввы Сербских — основателей обители, св. вмч. Георгия Победоносца.

Вне монастыря находится 30 малых церквей.

Церковный чин, соблюдаемый в Хиландаре, имеет некоторые особенности и отличие от принятого святогорского чина:

Проигумен стоит на втором месте, близ игуменской кафедры. Экклесиархи и служащие иеромонахи берут благословение у иконы «Троеручицы» перед каждой службой церковной, прежде делая три крестных поклона и лобызая икону Богородицы, а потом совершая два земных поклона перед Нею, как пред Настоятельницею.

Каждую неделю варится коливо в честь Богоматери, по заповеди и уставу св. Саввы, и съедается при общей трапезе.
На храмовый праздник (Введение Пресвятой Богородицы) призывается игумен Ватопедского монастыря, и ему уступается первенство в службе. То же делается и в Ватопеде во время его главного праздника — Благовещения. Проигумен Хиландарский принимает участие в торжестве этой обители и имеет первенство во время службы.

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица»

На игуменском месте стоит икона Божией Матери «Троеручица», которая в период VIII–XIII веков находилась в палестинской Лавре св. Саввы Освященного. С ней связаны многие предания. В свое время перед этой иконой произошло чудесное исцеление святого Иоанна Дамаскина. Иконоборцы отсекли ему руку. Он молился перед иконой и рука срослась. В память об этом чуде Иоанн добавил на икону еще одну руку из серебра, откуда и произошло название образа — «Троеручица».

Принесенная на Афон, икона много лет находилась в алтаре храма. Затем однажды она оказалась на игуменской кафедре, где стоит и сегодня. В «Письмах святогорца» об этом событии рассказывается так:

«Один раз в Хиландаре умер настоятель; избрание нового стоило многих и сильных потрясений в братстве: одни хотели одного, а другие иного. Так что монастырь разделился на две партии, возникли неудовольствия и распри. Тогда Пресвятая Владычица Богородица, имени которой посвящен монастырь, Сама вступилась в спорное дело братии и направила его в мирном русло. В один день братия, по обыкновению, собрались к утрени и видят, что икона «Троеручица» не на своем месте, в алтаре, а на игуменском. Относя это к тайным действиям экклесиархов, братия отнесла икону в алтарь, но на следующий день она опять появилась над игуменским местом. Ее снова поставили в алтарь. Между тем были приняты все меры предосторожности: двери церкви были опечатаны в присутствии свидетелей. Но на третий день икона опять была над игуменским местом. Пока еще братия дивилась этой странности, появился известный всем затворник, единственный между ними по святости жизни, и рассказал о видении, в котором Богоматерь изволила сказать, чтобы братия не трогала Ее иконы с игуменского места, потому что в устранение несогласий и в настоящее и на будущее время Она Сама хочет занять это место Своею Божественною иконою и непосредственно управлять монастырем. С той поры не выбирают там игумена из братии, а есть только проигумен, т. е. наместник, заведующий монастырем, а игуменское место всегда остается незанятым в церкви. И над этим местом стоит икона «Троеручица».

Другие владения монастыря

Территория Хиландарской обители на Святой Горе весьма обширна. К северо-востоку владения ее простираются до Афонского перешейка, к западу до Зографа, к югу до Эсфигмена и почти до Кареи.

По дороге из Хиландара в Эсфигмен над самым морем виднеются здания, принадлежавшие старому Хиландарю, называемому также монастырем св. Василия. Это остатки монастыря первой греческой эпохи. Монастырь был разорен пиратами, и стоял так до 1197 года, когда по ходатайству св. Саввы византийский император Алексий III Комнин отдал его Ватопеду, а Ватопед уступил в исключительное владение сербам.