Монастырь Эсфигмен

Расположен в 15 км от Кареи в западной части Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник — св. Георгия Победоносца.
Настоятель — кафигумен архимандрит Мефодий.
Занимает восемнадцатое место в святогорской иерархии.
По разным данным в монастыре подвизается от 65 до 120 монахов. Общая численность канонической общины составляет порядка 20 монахов.

Монастырь Эсфигмен находится в небольшой долине на самом берегу моря и со всех сторон, исключая восточную, сжат соседствующими возвышенностями, отчего, вероятно, ему и дано название Эсфигмен, то есть «стесненный».

В 1016 году в монастыре Эсфигмен принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский. После обучения всем монашеским канонам и правилам Антоний, получив благословение настоятеля монастыря Феоктиста, вернулся на родину, в Россию, где основал Киево-Печерскую Лавру. Так началась история русского монашества, которому в 2016 году исполняется 1000 лет.

Основание монастыря

По преданию, время основания монастыря относится к V веку и основателями его считаются греческий император Восточной Римской империи (Византии) Флавий Феодосий II Младший (402–450 гг.) и его сестра благочестивая царевна и императрица Пульхерия (398–453 гг.). Как долго существовала эта древняя обитель, неизвестно. После падения на нее скалы, сорвавшейся с горы, уцелел только обломок алтарной стены.

Впервые монастырь Эсфигмен упоминается в 998 году в одном из документов, хранящихся в Ватопеде, затем — в послании Павла Ксиропотамского в 1016 г., в завещании монаха Димитрия Халкея в 1030 году, где душеприказчиком назван «Феоктист, монах и настоятель монастыря Эсфигмена», который в 1037 году был выбран Протосом Святой Горы и, наконец, во Втором Уставе Святой Горы в 1046 году.

Череда испытаний: упадок и расцвет монастыря

История обители богата чередованием упадков и подъемов. До турецкого завоевания монастырь переживал период расцвета. Этому способствовали каждый по-своему многие византийские императоры и правители других пра­вославных стран — такие, как Иоанн V Палеолог (1341–1376, 1379–1391 гг.), сербский краль Стефан Урош IV Душан (1346–1355 гг.), князь Георгий Бранкович (1427–1456 гг.) и др. Страдал монастырь от набегов пиратов (местоположение монастыря у тихого морского залива делало его легкой добычей морских разбойников), а также дважды от пожаров, имевших место в XIV веке, которые нанесли ему серьезный урон.

Зилотский монастырь

Сегодня греческий монастырь Эсфигмен является зилотским. Краткая история этого вопроса такова. В знак протеста против экуменической активности патриарха Константинопольского Афинагора в середине 1960-х годов братия Спасо-Вознесенского монастыря Эсфигмен прекратила поминовение патриарха, а позже вошла в каноническое подчинение «хризостомовского» Синода Истинно-Православной церкви (Старостильной) Греции.

Вселенская патриархия и греческие власти предпринимали несколько попыток силового захвата монастыря, но братии, вывесившей на его башне черное знамя с надписью «Православие или смерть!», всякий раз удавалось выдерживать осады и штурмы. Несколько лет назад Константинопольский патриархат создал «параллельную» — каноническую — Эсфигмену общину, которая разместилась на подворье обители в Карее (игумен архимандрит Варфоломей). Эта община пытается добиться «возвращения» монастыря Эсфигмен, который, по мнению всего афонского монашества, занят раскольниками. Именно каноническая община Эсфигмена приступила к созданию странноприимного дома св. Иоанна Русского в Кариесе, возглавляемого монахом Иосифом (Урядко).

Устройство Эсфигмена

Мощные монастырские стены и высокие башни при входе в монастырь придают ему вид средневековой крепости. Своим стройным, чистым и жизнеутверждающим видом монастырь Эсфигмен отличается от прочих афонских обителей. Он вытянулся параллелограммом от запада к востоку. Посреди южной стороны, обращенной к горам, под высокой колокольней устроен главный вход в монастырь.

Монастырский собор

В центре двора находится Соборный храм Вознесения Господня. Собор был построен при настоятеле Феодорите в 1806–1810 годах на месте более раннего храма по образцу других афонских соборов и освящен год спустя патриархом Григорием V, который находился тогда на Святой Горе. Значительное содействие строительству монастыря оказал митрополит Кассандрии Игнатий, пожертвовавший на это все свое личное имущество. Храм венчают покрытые свинцовой крышей 8 куполов, центральный из которых отличается большими размерами. Мрамор для строительства был доставлен с острова Тинос.

Церкви и часовни

Кроме центрального храма, монастырь располагает также 8 часовнями на своей территории. Из наиболее значительных — Введения во храм Пресвятой Богородицы и Архангельская, расположенные по обе стороны от литийного притвора собора. Прочие 6 часовен находятся в различных частях монастыря — святых Бессребреников, святого Анфимия, святого Георгия, святых Константина и Елены, святого Григория Паламы и святых Нила Премудрого, Нила Мироточивого и Иоанна Милостивого.

Из часовен за пределами монастыря стоит упомянуть часовню Антония Печерского, которая находится напротив монастыря, Успения Богородицы на кладбище, святого Модеста, святых Феодоров и Всех Святых.

В Эсфигмене особо почитаются за святость жизни свт. Афанасий, патриарх Константинопольский (1289–1299, 1302–1310 гг.), свт. Григорий Палама, бывший игуменом монастыря (архиепископ Фессалоникский в XIV в.), прп. Дамиан, подвизавшийся на Самарской горе (в XIV в.), св. прмч. Агафангел (пострадавший в Смирне 19 апреля 1819 г.), св. прмч. Тимофей (завершивший свой мученический путь в Адрианополе 29 октября 1820 г.).

К западной стене направлены акведуки от отдаленных горных ключей. С северной и южной сторон монастыря протекает ручей, у которого расположено водосвятие.