Монастырь Дохиар

Расположен в 15 км от Кареи на юго-западе Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольные праздники — архистратига Михаила и иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Настоятель — архимандрит Григорий.
Занимает десятое место в святогорской иерархии. Монастырь Дохиар в настоящее время насчитывает 40 монахов.

Монастырь Дохиар стоит на склоне круто спускающейся к морю горы. Это первый монастырь, который мы видим, проплывая вдоль побережья Афона к Дафне, после пристаней монастырей Хиландара, Зографа и Костамонита.

История основания Дохиара

Основание монастыря связывают со св. Евфимием, учеником и другом св. Афанасия Афонского, в царствование греческого императора Никифора Фоки и вельможей византийского императорского двора Николаем (в иночестве Неофит), племянником Евфимия. Первоначально эта обитель была посвящена св. Николаю Чудотворцу, но впоследствии, по причине чуда, сотворенного силами бесплотными, была переименована в честь св. архангелов Михаила и Гавриила. Осенью 960 года святой старец Евфимий, с общего согласия братии, передал монастырь на попечение Неофиту, а сам через некоторое время мирно отошел ко Господу. Обитель к тому времени выросла численно, и Неофит решил расширить монастырь. Деньги, необходимые для строительства, выделил византийский император Никифор Фока.

Так, в короткое время был воздвигнут белорозовый монастырь, названный Дохиаром. В переводе с греческого на русский «Дохиар» означает «келарь, ключник», т. е. распорядитель съестными запасами и запасами оливкового масла обители, что было послушанием Евфимия во время пребывания его в Великой Лавре Святого Афанасия.

Архангелы и чудо в Дохиаре

Постепенно монастырь приобрел свой нынешний вид. В Х веке он переживает период расцвета, который продолжается довольно долго. Но еще до завершения строительства обители стало понятно, что средств для полного завершения недостаточно. Оставалось одно — молитва о помощи к Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. И Небесная помощь не замедлила явиться. Об этом подробного говорит следующее предание. Напротив Святой Горы, на виду у Дохиара, находился полуостров под названием Лонгос, на котором святой Неофит приобрел метох. Возле него с древних времен стояло каменное изваяние человека. На его голове была выбита таинственная надпись: «Ударивший меня по голове найдет много золота».

Упадок и обновление Дохиара

Пиратские набеги ХIII–XIV веков прервали развитие Дохиара. И несмотря на то, что в XIV веке монастырь получил помощь от византийского императора Иоанна V Палеолога (1332–1391 гг.) и короля Сербии Стефана Уроша IV Душана (1308–1355 гг.), упадок монастыря продолжался.

В XVI веке священник о. Георгий из Адрианополя, пришедший в монастырь, передал монастырю все свое имущество. Ему удалось найти поддержку у господаря Молдовлахии Александра и его супруги Роксандры (1568 г.), которая выкупила монастырские владения, захваченные турками, и возвратила их монастырю. А в 1578 году господарь Александр начал обновление монастыря.

Монастырский собор: уникальные фрески

В плане монастырь представляет собой неправильный четырехугольник. Он окружен высокими стенами с башней, в верхней части которой находятся кельи. Соборный храм свв. Архангелов (византийского стиля) находится в нижней части двора, близ обращенного к морю западного крыла монастыря. Колонны храма, принявшие на себя всю его тяжесть, изготовлены из мрамора. Окна и двери также обложены мрамором. В центре храма — изваяние огромного двуглавого орла, символа Византии. Храмовая утварь и аналои в изобилии инкрустированы перламутром, а вдоль стен расположены древние изящные стасидии. В обширном преддверии собора, которое ведет в трапезную, на стене изображены лики святых основателей Дохиара: Евфимия, Неофита и Варнавы.

На правом столбе, перед клиросом, стоит ктиторская икона, изображающая Собор свв. Архангелов, а на левом — прежняя ктиторская икона св. Николая Чудотворца.

Здесь сосредоточен самый полный цикл фрескописи на всем Афоне. Фрески имеют ярко выраженные черты классической критской художественной школы живописца Джорджи (1568 г.) и интересны как с точки зрения иконографии, так и художественной манерой.

Резной деревянный иконостас храма был создан в 1783 году. Таким же выдающимся произведением искусства резьбы по дереву можно считать и сень над святым престолом.

В этом соборе слева от притвора находится гробница епископа Молдовлахии Феофана, который, лишившись кафедры, прибыл сюда и умер, будучи монахом Дохиарского монастыря.

Часовни и иконы Дохиара

Монастырь располагает еще 12 часовнями на своей территории и 3 за ее пределами. Наиболее значительная из них — часовня Богородицы Скоропослушницы напротив входа в собор, справа при входе в алтарную часть. Такое название часовня получила от находящейся здесь одноименной чудотворной иконы Богородицы, которая считается одной из наиболее известных и почитаемых икон на Афоне. Мало кто знает, но чудотворная икона Скоропослушницы написана не на доске, а является фреской и написана на стене в переходе между Соборным храмом и трапезной монастыря. С ней связано предание.

В 1664 году Пресвятая Богородица наказала в сонном видении монастырскому келарю Нилу не проходить мимо иконы с факелом, чтобы икона не чернела от дыма. Но монах не послушался и был наказан неожиданной слепотой. Вся братия монастыря молилась Богородице за возвращение зрения монаху Нилу. И зрение ему после покаяния было возвращено. С того момента и до наших дней один из монахов заботится исключительно об этой чудотворной иконе. В 1873 году на эту святую икону возложена изящная серебропозолоченная риза, сделанная в Москве стараниями русских благотворителей.

Монастырские святыни

Внутри монастыря в юго-западном углу Соборного храма размещен колодец, называемый «священным». Считается, что он чудесно неиссякаемо питается и поддерживается свв. Архангелами. А первое упоминание о нем датируется 1300 годом в царствование императора Андроника ІІ Палеолога Старшего (1260–1332 гг.).

Из регалий, кроме иконы Богородицы Скоропослушницы, монастырь располагает частью Животворящего Древа Креста Господня, многими частями реликвий святых, священными ризами и утварью, а также златоткаными тканями, деревянными и проволочными крестами, дископотирами и т. п.

Здесь имеются части мощей следующих святых: свщмч. Харалампия, свв. мчч. Ми­ны, Кирика, Меркурия, свт. Иоанна Зла­то­устого, прп. Нила Мироточиво­го, прп. Пет­ра Афонского, св. Ахиллия, св. вмч. Пантелеймона, прп. Да­вида Со­лунского, прп. Филофея, часть от мощей св. Иоанна Предтечи, св. Марии Маг­далины, св. Дионисия Ареопагита, св. Мины Калликелада, св. вмц. Мари­ны, св. мч. архидиакона Евила, св. Иа­ко­ва Пер­ся­нина, прп. Павла Фивейского, св. ап. Андрея, св. вмч.  Феодора Страти­ла­та, прп. Дионисия Олимпийско­го, прп. Фео­дора Начертанного, св. Василия Амасий­ского, св. Космы бесср., св. Иоанна Милостивого, св. Феодора Тирона, св. мц. Параскевы и другие. На показ выносят и часть того камня, с которым был брошен отрок–послушник Василий в море.

Расположенная на последнем этаже высокой башни библиотека содержит 545 рукописей, 62 из которых — пергаментные. Среди них выделяются некоторые иллюстрированные рукописи и в особенности Месяцеслов с замечательными миниатюрами. В этой библиотеке, кроме отдела рукописей, хранится также более 5 000 печатных книг, среди которых выделяются некоторые архетипы и палеотипы.

Недалеко от монастыря находится источник Архангела, называемый «Агиасма».

В Карее монастырь располагает кельей Всех Святых, где находится его представительство. Примыкающая к западной стороне монастыря трапезная считается одной из самых просторных на Афоне (ее длина 27 метров). Она была построена архиепископом Охридским Прохором и расписана фресками в XVII и XVIII веках.