Вершина Афона

В последние годы особую популярность среди паломников на Афоне приобрел подъем на вершину Святой Горы. К сожалению, часто это событие приобретает спортивный характер: утром — туда, а вечером — обратно. С таким подходом невозможно согласиться. Посмотрим, например, как проходит праздник Преображения Господня 6 (19) августа в одноименном Храме на вершине Афона.

Для совершения всенощного бдения и Литургии сюда из Лавры прп. Афанасия (которой принадлежит вершина горы) прибывают иеромонах, иеродиакон, трапезарь и повар с провизией. Они доезжают на мулах до Панагии, в часе ходьбы от вершины. На этом месте, по преданию Святой Горы, имела отдохновение Пресвятая Богородица во время Своего посещения Афона. Здесь стоит домик с храмом и прилегающим к нему большим помещением. В притворе храма устроен очаг и находится большая цистерна для воды.

Отсюда в направлении моря хорошо видны Керасия и Кавсокаливия. На востоке видна пустыня преподобного Нила Мироточивого с его пещерой, а еще дальше на юго-востоке — Вигла, с пещерой преподобного Афанасия. В этой пустынной местности под Панагией подвизаются, по древнему преданию, старцы-отшельники, приносящие непрерывную молитву Богу за весь мир. С северной стороны малой площадки вершины открывается вид на всю Святую Гору с ее хребтом, простирающимся от Малого Афона и Мегала Вигла. Видно, как замечал уже преподобный Афанасий Афонский, что Афон имеет форму креста. Здесь же, на северных крутых склонах горы, растет неувядаемый «Богородичен цветок» — иммортель, с маленькими бело-розоватыми цветками, которые всегда очень ценились богомольцами как благословение Святой Горы. Наверху взору открывается вершина Афона и едва различимый храм Преображения Господня. Именно здесь 4 (17) августа служат вечерню, утреню и Литургию в честь Богоматери. Понемногу собираются паломники и скитяне, но бывают и монахи из монастырей.

5 августа, в канун праздника, после малой вечерни и подкрепления трапезой, начинается крестный ход до вершины. Во главе — облаченные иеромонах с иконой Божией Матери и иеродиакон с кадильницей, за ними — певчие и паломники. В течение всего пути поются молебны Божией Матери с канонами и ектениями: сначала канон «Воду прошед» с Евангелием от Луки, зач. 4, потом канон «Колесницегонителя» с Евангелием от Луки, зач. 54. При пении Похвалы Богоматери вступают на вершину и входят в храм. Наскоро убирают его: ставят иконы, завесы и прочее, так как из-за больших холодов и постоянной сырости тут нельзя ничего хранить. Затем служат водосвятный молебен. Солнце уже на закате, и восходит луна.

Храм в честь Преображения был недавно перестроен взамен прежнего, обветшавшего, построенного и освященного в 1895 году патриархом Константинопольским Иоакимом III. Новый храм совершенно простой, с дощатым иконостасом. Перед храмом устроена цистерна для воды. В прежние времена монахи называли эту воду агиасмой и испивали ее не иначе, как с непокрытой головой.

О событиях, имевших место на священной вершине Святой Горы, читаем, например, в Житии преподобного Максима Кавсо­каливита: «В Неделю святых отец, бывающую после Божественного Вознесения, является преподобному Богоматерь, имея в объятиях Младенствующего Господа, и говорит:

«Следуй за Мною, Мой избранный, на самую вершину Афона, чтобы там, по желанию твоему, принять благодать Святого Духа». Видя два или три раза это Божественное явление, он оставил Великую Лавру и по истечении недели взошел на вершину Горы, в субботу Пятидесятницы, где и провел в обществе прочих братий всю ночь без сна. По совершении там Божественной Литургии братия спустились с Горы, а прп. Максим, оставшись там, провел в молитвенном подвиге трое суток и узрел свет Фаворский».

История построения первого христианского храма на вершине неизвестна. Но, как следует из Жития преподобного Евфимия Иверского, сюда приходили на праздник Преображения уже в X веке: «Однажды к сему празднику (Преображения) в числе других братий взошел наверх и святой Евфимий. Братия окружили его и усердно просили, чтобы он совершил Божественную Литургию. Послушный пресвитер уважил просьбу братии и приступил к священнодействию.

Когда на Литургии он возгласил:

«Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» и братия воспели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!», внезапно облистал всех чрезвычайный Свет, Гора потряслась в своем основании и, пораженные тем, иноки все пали ниц на землю, кроме прп. Евфимия, который стоял неподвижно, осияваясь дивным Светом и имея вид огненного столпа».

В первый час ночи (по византийскому времени) по заходе солнца начинается всенощное бдение по обычному порядку Святой Горы. Певчие всю ночь воспевают дивное событие Преображения Господня на горе Фаворской, — событие, которое так тесно связано с духовным опытом Афона в учении о Свете, осиявшем Лицо Спасителя при Его Преображении, как таинственном проявлении Божественной Славы.

Это тот Свет, который осиявает и подвижников, достигших духовного совершенства после долговременного подвига умной молитвы — Молитвы Иисусовой, согласно учению таких святых отцов, как Григорий Палама, Григорий Синаит и другие, которые подвизались на Афоне в этом умном делании. И теперь святогорские монахи по мере сил творят молитву Иисусову и преуспевают в том по мере ревности милостью Божией.

Тем временем на вершине Горы зажигают костер вне храма, и огонь этого костра виден из многих мест Афона. В Карее тоже зажигают костер, и этим другие святогорцы, не бывающие на службе на священной вершине, дают знать, что они радуются тому, что все еще соблюдается древний обычай — в эту ночь славословить Господа в заоблачном Его святилище. После всенощного бдения служат Божественную Литургию и освящают виноград.

На рассвете паломники спускаются вниз, в Панагию, где Великая Лавра устраивает трапезу. Потом все разойдутся, кто откуда пришел, славя Бога и Его Пречистую Матерь, что сподобила побывать на священной вершине Святой Горы.

Исходя из вышесказанного, нам видится важным для паломника такой подъем на вершину Святой Горы, который описан в книге протоиерея Александра. Это значит, что основополагающими являются не альпинистские эмоции — время подъема, количество восхождений и т. д. — но та благодать и истинное наслаждение для православного христианина, которые можно получить здесь на вершине Афона в храме Преображения Господня, будучи участником Божественной Литургии. Только такое единение небесного и земного является залогом Вашего духовного восхождения.