Монастырь Каракал

Расположен в 17,5 км от Кареи на северо-востоке Святой Горы.
Основан в ХІ веке.
Престольный праздник — св. ап. Петра и Павла.
Настоятель — архимандрит Филофей.
Занимает одиннадцатое место в святогорской иерархии.
На сегодня насчитывает 30 монахов.

Монастырь Каракал находится высоко над морем, на пологом склоне, откуда открывается величественный вид на море.

История основания Каракала

Существует несколько версий происхождения слова «Каракал». Здесь и имя монаха–основателя монастыря на этом месте в Х веке Антония Каракалла, и имя римского императора Каракаллы (198–217 гг.), и имя греческого монаха ХI века Каракаллоса. Есть даже мнение, что название монастыря может происходить от турецкого слова «кара–куле», что означает «черная башня». Наиболее вероятный вариант названия связан с тем, что к XI веку небольшая монашеская община выросла до размеров крупного монастыря усилиями инока по имени Каракал.

Несомненным является факт существования монастыря Каракал уже в XI веке. Так, он упоминается в 1081 году в документах Прота Никифора (1018 г.), определяющих монастырские границы с соседними обителями. А в 1081 г. в другом документе Прота среди прочих настоятелей упомянут и настоятель монастыря Каракал Михаил.

Опустошения и подъемы в истории монастыря

За свою историю монастырь неоднократно подвергался разрушительным набегам пиратов и крестоносцев. Из-за этого в XIII веке он почти полностью опустел, но при поддержке византийских императоров Михаила VIII (1261–1282 гг.), Андроника II (1282–1328 гг.), Иоанна V (1341–1376 и 1379–1391 гг.) из династии Палеологов и Иоанна VI Кантакузина (1347–1355 гг.) был восстановлен. Монастырю была также оказана помощь патриархом Афанасием и Протом Исааком.

Устройство монастыря

Обитель имеет характерный для святогорских монастырей вид прямоугольника в проекции, в который ведут двое железных ворот, высокие укрепленные стены, заканчивающиеся кельями. На западной стороне высится красивая четырехугольная башня, подчеркивая присущий монастырю фортификационный характер. По прочности и высоте она превосходит башни всех других монастырей.

 

Монастырский собор и часовни Каракала

Стоящий в центре монастыря Соборный храм во имя свв. славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла выглядит гармонично и надежно. Храм имеет традиционную конструкцию свода с куполом на четырех столбах. В проекции он крестообразен, с литийным притвором и папертью, над которой воздвигнута небольшая колокольня. Храм начали строить в 1548 году и завершили в 1563 году, после чего собор был незначительно реконструирован в 1707 г., когда были пристроены звонница и наружный нартекс. Паперть расписана в 1708 году, а сам храм обновлен в 1717 году. Литийный притвор подновлен и расписан в 1754 году.

 

Святыни и иконы

В монастыре находятся части мощей следующих святых: св. ап. Варфоломея, св. вмч. Меркурия, св. Иоанна Милостивого, св. Иоанна Предтечи Господня, сщмч. Харалампия, св. мч. Ореста и св. равноап. Аверкия Иерапольского.

Среди икон Каракала особо известны икона Петра и Павла — произведение иконописца Константина Палеокапы (1640 г.)
и икона Обрезания Христа.

Монастырская библиотека содержит около 300 рукописей, из которых 42 написаны на пергаменте, а остальные — на бумаге, и около 2 500 печатных книг. Иллюстрации рукописей в виде орнамента и растительных мотивов относятся к заголовкам и буквицам. В монастырском архиве хранятся несколько оригиналов хрисовулов и других документов официального характера.

Кельи Каракала

Монастырю принадлежат также 4 кельи в Карее (в том числе представительство) и 14 в лесу к северо–западу от монастыря, большинство из которых в настоящее время необитаемы. Монастырь Каракал с 1813 года является общежительным и на сегодня насчитывает 30 монахов.

Вблизи монастыря Каракал находится знаменитая русская келья — Крестовоздвиженская (Крестовская). Расположена келья на холме между монастырем Каракал и Артемьевской кельей. Она была основана в X веке, сразу после образования монастыря Каракал. В XIX веке при русском старце Серапионе келья стала скитом, о чем даже имелись документы, но из–за вмешательства Протата это преобразование не было подтверждено.