Монастырь Иверон (Иверский)

Находится в 7,5 км от Кареи и расположен на северо-восточном зеленом склоне Святой Горы у Иверского залива.
Основан в 980-983 году грузинами.
Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы.
Настоятель — архимандрит Василий.
Занимает третье место в святогорской иерархии.
В настоящее время в монастыре 50 монахов.

Предыстория Иверона

Именно здесь к берегу пристал корабль с Пресвятой Богородицей и по этой зеленой равнине ступала сама Пречистая Дева Мария.

Свое название монастырь получил в честь родины своих основателей и насельников — Иверии, т. е. Грузии. Грузины в первый раз поселились на Афоне в 787 году, в царствование императора Константина и Ирины. Они построили общежительную обитель у подножия Святой Горы. Сегодня это Предтеченский скит Иверского монастыря.

Иверский монастырь

В 965 году на Афоне принял монашество Иоанн Ивер Варасваче — знаменитый полководец грузинского царя Давида Куропалата. Через некоторое время примеру отца последовали его сын Евфимий и другой, не менее знаменитый грузинский военачальник — князь Торникий. Все они поселились у св. Афанасия Афонского.

Подражая своему духовному наставнику, они вели строгую жизнь и всех удивляли высокими подвигами и добродетелями. Вскоре Торникий был вызван из Афона для отражения нападения врагов, угрожавших Византии (или как ее часто называют «империи греков»). Успешно завершив возложенное на него дело, Торникий возвратился на Афон с богатыми дарами, которые раздал монахам, а сам снова уединился в монашеской келье.

Древние страницы истории: Георгий Иверский

На месте развалин Климентова монастыря, на том благословенном месте, где Пресвятая Богородица нарекла Святую Гору своей обителью, Иоанн в конце Х века построил новый монастырь, который с того времени стал носить название Иверский.

Постройка Иверского монастыря была произведена на средства грузинского царя Давида Куропалата и частные пожертвования грузин. Греческие цари, в благодарность за услуги, оказанные Торникием царю Василию, приняли Иверон под свое особенное покровительство. Монастырь был совершенно независим и не подчинялся верховному афонскому Проту.

Падение и возрождение Иверона

Являясь духовным центром Грузии, монастырь относительно спокойно жил два века с момента своего основания. Но с 1259 года ему был нанесен ряд ударов от внешних врагов. Так, в царствование Михаила Палеолога Иверон подвергся нападению и разорению западных униатов. Они утопили 200 старцев, а часть иноков продали в рабство. В 1285 году монастырь испытал нападение латинян, а в 1306 году подвергся страшному разорение от пиратов-каталанцев, которые три года грабили Афонскую гору. Все эти бедствия привели к тому, что обитель оставалась в упадке до 1500 года и число иноков-грузин в ней за этот период значительно уменьшилось. К концу XVI века к этому добавились еще и серьезные финансовые проблемы. Помощь кахетинского царя Александра VI и других жертвователей помогла Иверону к 1602 году освободиться от долгов. А на протяжении XVII столетия ситуация в монастыре стабилизировалась.

О турецкой военной оккупации Афона 1821 года кратко, но ярко рассказывал Старец Паисий:

«В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: «Матерь Божия! Что же это такое будет?» Однажды, с болью в душе молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: «Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету». И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их всех вымела».

Во время Национально-освободительной войны 1821 года Иверский монастырь снова оказался в экономически сложном положении, в основном по причине сделанных им значительных пожертвований для освободительной борьбы. Дважды, в 1845 и 1865 годах, часть монастыря пострадала от страшных пожаров, но была затем восстановлена благодаря многочисленным пожертвованиям.

В конце XIX века основанный на Афоне святыми «грузинцами» монастырь, ими заселенный, намоленный и восстанавливаемый после всех варварских нападений, остался без грузин и окончательно перешел в руки греков.

Церкви и святыни Иверона

По внешнему виду Иверский монастырь напоминает четырехугольный замок, обнесенный высокими стенами, с крепкими бойницами и охраняемый со стороны моря высоким пирсом.

При входе в обитель, с левой стороны, находится небольшая привратная церковь с чудотворной иконой Божией Матери. В обители — главный Соборный храм, трапезная, храм св. Иоанна Предтечи (ранее он был главным Соборным храмом) и другие здания.

Иверский монастырь. Источник

Главный Соборный храм — Успения Пресвятой Богородицы, был построен в первой половине XI века. В 1513 году собор был перестроен. Находится он примерно посередине монастырского двора и построен в византийско-афонском стиле. От первоначального собора сохранилась прекрасная мраморная облицовка с геометрическими узорами и надписью вокруг: «Я, Григорий, иверский монах и ктитор, укрепил колонны его, дабы не дрогнуть ему вовек». Форма собора крестообразна. Два клироса выдаются полукругами с обеих его сторон. Четыре мраморных столба поддерживают арки сводов храма и главный купол. Притворов два — внешний и внутренний.

По обе стороны притворов расположены небольшие церкви (параклисы): с правой стороны — свт. Николая и с левой — святых Архангелов. В притворы ведет просторное преддверие, поддерживаемое тринадцатью мраморными столбами. При оформлении собора использованы разноцветные мраморные плиты и новые росписи (хотя в ряде мест на стенах уцелели остатки прежней живописи). Фрески собора были написаны в разное время, начиная с XVI века и кончая XIX в. Интерес также представляет иконостас из резного дерева с богатым растительным декором и изящная дверь из наружного нартекса в литийный притвор, изготовленная из серебра и эбенового дерева. К раритетам можно отнести серебряный семисвечник в виде лимонного дерева с 30 позолоченными лимонами и 7 подсвечниками, который, согласно двуязычной (на греческом и русском) надписи в стихах, был подарен архимандриту Кириллу для его монастыря жителями Москвы в 1818 году.

Снаружи двойного нартекса храма позднее был пристроен третий, застекленный нартекс с фресками 1795 г. Перед собором находится фиал водосвятия, восстановленный после пожара 1865 года, а напротив фасада — монастырская трапезная, заново построенная и расширенная архимандритом Афанасием Акарнанским в 1848 году. В том же году над ее входом была построена высокая звонница.

Храм украшен драгоценными крестами, древними греческими и русскими иконами. В преддверии собора в наружной галерее уцелели сюжеты прежней живописи на символические, библейские и исторические темы. На вратах, ведущих к этому притвору, изображены Спаситель с Богоматерью и Предтечею.
В западной стене внутреннего притвора находится мраморная гробница, в которой почивают мощи трех святых основателей монастыря: Иоанна, Евфимия и Георгия.

В алтаре Соборного храма кроме Честнаго Древа Креста Господня, вдоль стен в застекленных столах, в дорогих и необыкновенно изящных ковчежцах покоятся частицы святых мощей 160 угодников Божиих. Среди них — части св. мощей св. вмч. Феодора Стратилата, свт. Василия, епископа Амасийского, свт. Михаила, епископа Синадскаго, св. вмч. и целителя Пантелеймона, св. мц. Фотинии Самаряныни, св. мч. Феодора Пергийского, св. мц. Параскевы, свт. Василия Великого, вмч. Георгия, свт. Иоанна Златоустого; свв. безср. Космы и Дамиана, св. первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола Петра, св. Апостола и Евангелиста Луки, св. апостола Варфоломея, свт. Афанасия Великого, св. мч. Меркурия, свт. Иоанна Постника, патриарха Цареградского, св. Стефана Нового, св. Ипатия, св. Иоанна Предтечи, праведной Макрины, сщмч. Киприана, мч. Фотия, прп. Иерофея Иверского, св. мч. Никиты, свт. Епифания Кипрского и миро св. великомученика Димитрия Солунского. Есть также части хламиды, губки и трости, которыми был поруган Г­осподь от иудеев.

В главном Соборном храме во время праздничных служб происходит чудо: неугасимая лампада, что висит над Царскими вратами, вдруг начинает плавно раскачиваться, в то время как все остальные лампады остаются неподвижными! Монахи убеждены, что это знак присутствия в храме Пресвятой Богородицы.

Иногда лампада начинает тревожно раскачиваться в обычные дни, и так сильно, что масло выливается через край. Иноки считают, что это Богородица предупреждает монахов, а через них и всех людей, о какой-то беде. Когда происходят такие тревожные знамения, об этом сообщают во все монастыри Святой Горы, а также афонским отшельникам с просьбой усилить посты и молитвы Пресвятой Богородице о милости и заступничестве.

Церковь св. Предтечи является древнейшей в монастыре и пребывает в первозданном виде. Она стоит недалеко от главных ворот, позади церкви Вратарницы. Купол ее поддерживается четырьмя прекрасными колоннами из зеленого мрамора, а остатки древнего иконостаса из такого же мрамора теперь закрыты деревянным резным иконостасом.

Чудо Иверской Богоматери

Церковь Вратарницы, с чудотворной Иверской иконой Божией Матери, находится при вратах обители и представляет собой одно из чудес, которое явила Божья Матерь Афону и Иверону. Об этом чуде сохранилось древнее предание. При греческом императоре Феофиле-иконоборце образа сжигались, а христиан истязали пытками и бросали в тюрьмы. Неподалеку от Никеи (сегодня это Турция, г. Изник) богатая и благочестивая вдова с юным сыном построила возле дома церковь, в которой, как великую святыню, хранила чудотворную икону Божией Матери.

Царские слуги узнали об этой иконе и, обуреваемые корыстью, запросили у вдовы золото, а иначе, грозили они, ее и икону ждала неминуемая погибель. Вдова умолила их подождать до утра, чтобы собрать требуемую сумму. Вместе с сыном она вошла в церковь и долго молилась перед чудотворным образом. Тревожной темной ночью, со страхом быть пойманной и благоговейным трепетом перед Божией Матерью, женщина вместе с сыном тайно принесла большую и очень тяжелую икону к морю и там, пав на колени, воззвала к Царице Небесной: «Владычица мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Твой от потопления!»

С этими словами вдова с сыном бережно опустили икону на воду и увидели чудо: святой образ поднялся, встал на воду и понесся по волнам на запад! Утешенная этим видением, мать обняла сына и сказала: «Теперь я готова за любовь к Пресвятой Богородице умереть от рук мучителей, но не желаю твоей смерти. Я не могу удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бежать».

Бедный сын не мог ослушаться любимой матери, со слезами простился с ней и ушел в Солунь, а оттуда, провидением Божиим, оказался на Святом Афоне в Иверской обители. Там, став иноком, он поведал братии об уплывшей по морю чудесной иконе.
Где все это время скрывался чудотворный образ, знает один только Всеведающий Бог. Но вот однажды, а именно в 999 году, уже после кончины никейского пришельца, иноки Иверского монастыря увидели на море столп света, исходящий от воды и доходящий до самого неба. Объятые священным ужасом, они не знали, что и подумать, и только крестились и восклицали: «Господи, помилуй!» Несколько дней и ночей не исчезало это видение. Когда же монахи решились подплыть к этому месту на лодке, они увидели, что столп света исходит от иконы Божией Матери! Но как ни старались иноки подплыть поближе, икона не позволяла им этого и уплывала в море.

В это время в Иверском монастыре подвизался старец Гавриил, отличавшийся строгостью жизни и простотою нрава. Он всегда носил жесткую власяницу, питался только овощами и водой. Летом он удалялся безмолвствовать на вершину неприступной скалы, а зимой спускался в обитель. Именно ему, земному ангелу, явилась во сне сияющая небесным светом Пресвятая Богородица и повелела: «Гаврииле! Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь. Потом войди в море и ступай с верой по волнам. Тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Объятый священным трепетом, Гавриил в ту же ночь спешно спустился с горы и объявил настоятелю о видении. Наутро все монахи с молебным пением, кадилами и лампадами спустились из монастыря к морю, и Гавриил, вверив себя Богу, ступил на воду. Иноки застыли в изумлении: старец чудодейственно шел по морю, как посуху! Он медленно подошел к святой иконе, с благоговением принял ее в свои объятия и возвратился на берег.

Три дня и три ночи на берегу, в срочно построенной каменной часовне служили благодарственный молебен чудотворной иконе, после чего ее торжественно внесли в Соборную церковь и поставили в алтаре. Однако наутро икона исчезла! После долгих, тревожных поисков ее, наконец, нашли висящей над монастырскими воротами.

Трижды исчезала икона, и трижды ее возвращали в алтарь, пока, наконец, Пречистая Дева вновь явилась во сне к старцу Гавриилу и сказала: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Я испросила у Сына Моего сей дар, и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!»

Обрадованная братия построила небольшой храм во славу Пресвятой Богородицы возле главной порты, то есть ворот монастыря, отчего этот образ называется Портаитисса, или Вратарница, а от имени обители — Иверской иконой. Все православные хорошо знают о неисчислимых чудесах и исцелениях, произошедших от этой святой, чудотворной иконы.

Спустя несколько лет после чудесного явления святого образа к берегу монастыря пристали пятнадцать воинственных персидских кораблей. Испуганные, беззащитные монахи, взяв из храма священные сосуды и святой образ Богоматери, укрылись в башне монастыря. С дикими криками свирепые разбойники ворвались в Иверон и принялись грабить храмы. Опустошив обитель, персы опутали столпы Соборного храма канатами и попытались обрушить его. Из глубины сердца слезно возопили иноки к своей Небесной Защитнице, и Она услышала их моления: внезапно на море поднялся шквальный ветер, гибельные штормовые волны обрушились на вражеские корабли и потопили их вместе с бывшими там нечестивцами.

Потрясенный страшной карой, посланной его войску, персидский военачальник Амира на коленях молил иноков упросить истинного христианского Бога пощадить его. Раскаявшись в своем злодеянии, Амира оставил монастырю много золота для возведения более прочных и высоких стен, что вскоре и было сделано.

Церковь Вратарницы построена в 1680 году Грузинским князем Ашотаном Мухранским-Багратионом вместо прежней, устроенной в монастырской башне над воротами, откуда и перенесена была святая икона. В 1865 году в монастыре случился пожар, от которого пострадали все здания, несколько параклисов и храм Вратарницы.

Но стоявшие посреди обширного монастырского двора Соборный храм, храм св. Предтечи и трапезная сохранились без повреждения.

Сегодня чудотворная Иверская икона Богоматери находится в резном киоте. Размер и очертание лика Богородицы величественны, черты Ее лица чрезвычайно выразительны, и ему придан строгий вид, приводящий в невольный трепет и благоговение. Икона темна и от множества лет почернела. На шее Богоматери и теперь заметна рана, нанесенная ей одним арабом-пиратом, прозванным Варваром, который, при виде истекающей из Нее крови, покаялся, принял крещение и стал подвижником здешнего монастыря.

Икона находится в великолепной старинной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Перед нею горит богатый многолиственный серебряный подсвечник, пожертвованный, вместе с ризою, москвичами. История этого подарка, а точнее еще одного чуда, явленного Вратарницей, связана с обстоятельствами 1648 года. У дочери русского царя Алексея Михайловича были парализованы ноги, и доктора ничем не могли ей помочь. И вот однажды Пресвятая явилась царевне во сне и сказала: «Скажи отцу, пусть привезет из Иверского монастыря Мою икону «Вратарницу» и будешь здорова».

Немедля на Афон было отправлено посольство, однако монахи, услышав необычную просьбу, испугались, что икона может не вернуться, как не вернулся посланный несколько лет назад к царю Василию Иоанновичу ученый инок Максим Грек. Поэтому лучший монастырский иконописец написал копию, совершенно схожую с подлинной иконой.

Скиты, сокровища и параклисы Иверона

В библиотеке Иверского монастыря много замечательных древних рукописей, царских грамот и местных актов, из которых особенно драгоценна дарственная запись св. Афанасия Афонского Иоанну Иверу, составленная и собственноручно подписанная св. Афанасием в 985 году.

Кроме упомянутых храмов в монастыре есть еще параклисы: Введения, св. Евстафия, св. первомуч. и архид. Стефана, свв. Константина и Елены, Преображения Господня, св. Иоанна Богослова, Всех Святых, св. вмч.  Георгия, безср. Космы и Дамиана, Воздвижения Креста, св. Спиридона, св. Дионисия Ареопагита, св. мч. Неофита, св. Модеста.

В Иверской обители прославились: прп. Иоанн Ивер, основатель обители; прп. Евфимий, сын препод. Иоанна; прп. Георгий, внук Иоанна и племянник Евфимия; прп. Гавриил безмолвник, удос­тоившийся принять от моря чудотворную икону Пресвятой Богородицы Вратарницы; св. прмч. Иаков и его ученики Иаков и Дионисий, пострадавшие от Селима, турецкого султана; св. Каллист, ученик св. Григория Синаита, впоследствии Константинопольский патриарх; св. прмчч., пострадавшие во время нашествия на Святую Гору отступников от Православия в ХІІІ веке.

В Ивероне два раза уединялся Святейший патриарх Григорий V, замученный в 1821 году турками в Константинополе (похоронен в Афинах).

В 1955 году умер последний грузинский монах, и монастырь стал исключительно греческий.

Вне монастыря обители принадлежит много пустыннических келий с малыми церквями при них и калив. К северо-западу от него находится братская усыпальница с церковью во имя св. Афанасия, патриарха Александрийского.

Здесь вдоль стен и в притворе находится 20 древних икон большого размера, бывших некогда в иконостасе Соборной церкви. Они написаны на холсте, наклеенном на доски. Иконы хорошо сохранились и памятны, как останки давней эпохи священного художества.

На берегу моря, близ монастыря, есть место с несколькими кельями и церковью в честь Богоматери, где Ее святая икона вышла из моря.

За пределами монастыря находятся 12 его кафизм и 13 келий в направлении Кареи, 3 — в направлении Филофеева монастыря и 10 — на территории Кареи и вблизи нее. Одна из них — келья св. Димитрия, является представительством монастыря.

Иверскому монастырю принадлежит также скит Предтечи или Иверский скит в 3 км на запад от монастыря. Это греческий идиоритмический скит, основанный в 1730 году. В настоящее время скит располагает 8 каливами, в которых проживают только 6 монахов.

Бесценные сокровища Иверона находятся в специальном монастырском музее. Здесь в специальных витринах хранятся шитые золотом священные ризы и церковная утварь. Нельзя не отметить уникальное, полное архиерейское облачение патриарха Дионисия IV, мантию Григория V и расшитый занавес Врат с изображением Богородицы. Наконец, здесь же хранится саккос (архиерейское богослужебное облачение) императора Цимисхия, украшенное узорами из геометрических и растительных элементов и изображениями 10 львов и 4 двуглавых орлов. Экспозиция музея включает в себя и книжные экземпляры (рукописные и печатные).

Вообще в монастыре хранится более 2 000 рукописей на различных материалах и различного содержания и 15 литургических свитков. 123 кодекса написаны на пергаменте, а 23 — на шелковой ткани и бумаге. К этому числу следует прибавить также около 100 пергаментных рукописей на грузинском языке. Кроме отдела рукописей, в библиотеке находится более 20 000 печатных книг, из которых некоторые — архетипы и старопечатные издания.

В библиотеке хранятся также очень ценные документы императоров и патриархов, прежде всего хрисовулы императоров Константина VII Багрянородного (946 и 958  гг.), Романа II (960 г.), Василия II (980 г.) и др.