Новый Скит

Новый Скит (идиоритмический) посвящен Рождеству Богородицы. Находится к юго-востоку от монастыря, в 2 км по направлению к побережью. Раньше он назывался Скитом Башни. Он был основан и стал скитом приблизительно в середине XVIII века. В числе прочих здесь жил отшельником св. Никодим Афонский — известный писатель Православной Церкви («Невидимая брань», «Учение об исповеди», «Благонравие христиан», «Венец Приснодевы»).

Скит состоит из 28 калив, причем все они расположены в живописных местах, а также главной церкви, где хранятся 200 рукописей, переносные иконы и ризы. Скит насчитывает около 35 монахов, многие занимаются иконописью. Лучшими иконописными мастерскими считаются Кирилеи, Авраамеи, келья монаха Никона и иеромонаха Продрома.

История Нового скита

Свою историю скит ведет с X века, когда он находился немного выше сегодняшнего расположения скита святой Анны. Во второй половине XI века, когда скит был перенесен ближе к морю, его Соборный храм находился на месте сегодняшней каливы Сретенья Господня. Тогда была построена башня с часовней в честь св. Анны, которая функционировала вплоть до 1950 года. Отсюда и еще одно название скита — Скит Башни. Это название скит носил вплоть до 1819 года, когда патриарх Григорий V особым указом подчинил скит монастырю Св. Павла. С 1760 года скит был заселен греческими монахами.

Жители Скита

В скиту проживали такие известные подвижники, принадлежавшие к духовному движению колливадов (колливистов, филокалистов), как св. Никодим святогорец, Кирилл Философ, Афанасий Месолонгский, новомученик Пахомий, старец Аверкий, старец Иосиф Исихаст и его сподвижник Арсений Пещерник.

Колливады

Течение колливадов (колливистов, филокалистов) возникло в 1754 г. в ските св. Анны в православном монашестве, выступало против поминовения усопших в воскресные и праздничные дни. Сторонники колливадов выступают против применяемой в Православной Церкви практики принятия в Церковь католиков, еретиков и раскольников с обязательным перекрещиванием, настаивая на подробном рассмотрении каждого случая и допуская возможность принятия без перекрещивания. Колливады приветствуют как можно более частое причастие, что не одобряется официальным православием. К началу XIX в. течение колливадов переросло из локального монашеского спора в мощное движение по обновлению духовной жизни и за возвращение, по их мнению, к подлинно святоотеческим традициям.

Собор и чудотворные иконы

Постройка Соборного храма скита Рождества Богородицы началась в 1730 году и закончилась в 1757 году. В 1901 году в храме построили придел в честь святого Константина, в котором захоронены тела трех архиереев, подвизавшихся в различное время в этом скиту: Феофана Лакедэмонийского, Виссариона Рапсанского и Герасима Халепского. В Соборном храме находятся две чудотворные иконы XIV века: икона Спасителя «Пантократор» («Вседержитель») и икона Богородицы «Сладкое Лобзание».